Служба школьной медиации
Служба школьной медиации – это:
- Разрешение конфликтов силами самой школы.
- Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
- Профилактика школьной дезадаптации.
- Профилактика травли в школьной среде.
Основная цель службы школьной медиации состоит в формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликты.
Задачи службы медиации
- создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп
- внедрение новых форм, технологий и методов работы для решения конфликтов мирным путем;
- интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, повышение эффективности социальной и психологической помощи, оказываемой детям;
- повышение квалификации педагогов школы по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике.
Медиация в школе нужна!
Конфликт в школе, как и в обществе, возможен. Но надо учиться решать его мирным путем.
Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако, благодаря медиации, можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
Служба школьной медиации готова работать со всеми участниками образовательного учреждения и организовать медиацию между:
- обучающимися;
- обучающимися и родителями;
- родителями;
- учителями и родителями;
- обучающимися и учителями.
Если вы поругались или подрались,
у вас что-то украли,
вас побили и вы знаете обидчика,
вас обижают в классе и другое
то вы можете обратиться в службу школьной медиации.
После этого с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.
На встрече выполняются следующие правила:
- Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
- На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
- Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
- Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.
Нормативная документация
- Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)";
- Федеральный закон Российской Федерации от 23.07.2013 г. № 233-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 1430-р «Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 N ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»
- Письмо Минобрнауки России от 26.12.2017 N 07-7657 «О направлении методических рекомендаций»
- Методические рекомендации для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по применению медиативных и восстановительных практик в работе с детьми и подростками
- Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры № 1615 от 01.11.2016 «Об организации деятельности служб примирения (медиации) в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории ХМАО-Югры»
- Сведения о реализации Единого плана-графика приведены в постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 123 от 8 декабря 2016 года.
- Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.08.2022 №10-П-1732 «О внедрении модели организации деятельности служб примирения (медиации) в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры»
- Приказ департамента образования № 542 от 07.11.2014 «О создании служб школьной медиации».
- Приказ департамента образования № 586 от 08.11.2016 «Об организации деятельности служб примирения (медиации) в муниципальных общеобразовательных организациях, осуществляющих свою деятельность на территории города Нижневартовска»
- Приказ департамента образования Нижневартовска от 29.09.2022 №651 «О внедрении модели организации деятельности служб примирения (медиации) в общеобразовательных организациях, подведомственных департаменту образования администрации города»
- Положение о Службе школьной медиации
- Приказ №508 от 31.08.2023 «О работе службы школьной медиации МБОУ «СШ №40» в 2023-2024 уч.г.»
- Приказ №626 от 19.10.2022 «О внедрении Модели медиации (примирения) в МБОУ «СШ №40»
- План работы Службы школьной медиации на 2022-2023 учебный год
- Порядок обращения в Службу школьной медиации участников образовательных отношений
- Порядок рассмотрения Службой школьной медиации обращений участников образовательных отношений
- если у ребенка конфликт с учителем (начальная школа)
- если у ребенка конфликт с учителем (подростки)
- если ребенка обижают в школе (подростки)
- если ребенка обижают в школе (начальная школа)
- если ребенка обижают в школе (старшие школьники)
- если у ребенка конфликт с учителем (старшие школьники)
- Советы психолога
Информация
Информация о горячей линии по вопросам урегулирования конфликтов в школе, медиации и примирения в образовательных организациях
«ПомощьРядом.рф». Сайт, где дети могут получить бесплатную кризисную психологическую помощь в режиме реального времени с использованием онлайн-чата.
https://pomoschryadom.ru/
«КлассныеИгры.рф» Интерактивная онлайн-игра.
https://classgames.ru/
Ролик «Буллинг. Как остановить травлю»
https://www.youtube.com/watch?v=hW6M6Fk1wMk
Телефоны доверия для родителей и детей
- 8-800-2000-122 - Единый общероссийский детский телефон доверия;
- 8-800-25-000-15 - Федеральная линия помощи «Дети - он-лайн» (психологическая и практическая помощь детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью во время пользования интернетом или мобильной связью (виртуальное преследование, домогательство, шантаж), а также консультирования родителей и педагогов по теме безопасного использования Интернета детьми).
Информация о горячей линии по вопросам урегулирования конфликтов в школе, медиации и примирения в образовательных организациях
Консультацию по вопросам, связанным с разногласиями и спорами в образовательных организациях, на основе использования медиативного и восстановительного подходов можно получить в рабочие дни с 9.00 до 18.00 по московскому времени) по телефону: 8-800-222-34-17.
Горячая линия также включает возможность получения онлайн-консультации через форму обращения на специализированной странице официального сайта Центр защиты прав и интересов детей: https://fcprc.ru.